|
Международный центр ядерного образованияМеждународный центр ядерного образования НИЯУ МИФИ (подразделение 119)
Руководитель подразделения
Мурогов Виктор Михайлович, д.т.н., профессор Государственного технического университета атомной энергетики (г.Обнинск) Директор Международного центра ядерного образования. Директор ГНЦ ФЭИ в 1992-1995 гг. Заместитель генерального директора МАГАТЭ, директор Департамента ядерной энергии в 1996-2003 гг. Организатор и первый руководитель международного проекта по разработке инновационных АЭС и их ЯТЦ (ИНПРО) и программы по сохранению знаний МАГАТЭ. Директор Российской ассоциации ядерной науки и образования (РАЯНО).
Краткая характеристика подразделения
Цели создания МЦЯО определяются необходимостью решения задач в области международной деятельности Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»: • Создание системы непрерывной подготовки кадров для государств-членов ЕврАзЭС в области использования атомной энергии в мирных целях, соответствующей международным стандартам, и ее интеграция в международное образовательное пространство; • Развитие экспорта образовательных услуг на основе завоевания позиции в группе лидеров в мировом научно-образовательном пространстве; • Развитие научно-образовательных контактов с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирным ядерным университетом, Европейской и Азиатской сетями ядерного образования (ENEN и ANENT), крупнейшими научными центрами и университетами США, Европы и Азии.
Задачи Международного центра ядерного образования определяются необходимостью участия в: • Объединении трудовых, интеллектуальных, финансовых, производственных ресурсов по подготовке кадров; • Повышении эффективности использования и развития научно-технологической базы ядерного образования; • Разработке и внедрении системного подхода к обучению, унифицированных учебных программ по подготовке и переподготовке кадров, разработка профессиональных стандартов; • Создании и развитии единого информационного поля ядерного образования.
Задачи Международного центра ядерного образования • Участие в международных программах МАГАТЭ, WNU, EC, ANENT, ENEN по сохранению и развитию ядерных знаний, идущей в двух направлениях; • Участие в разработке Концепции управления знаниями в индустрии, НИИ, КБ, проектирующих организациях, университетах, регулирующих органах, эксплуатации АЭС; • Участие в сохранении и развитии ядерных знаний в инновационных областях, не востребованных сегодня, но необходимых для полномасштабного развития ЯЭ: БР, ЗЯТЦ, ВТГР, атомно-водородная энергетика, малые ЯЭУ, Th – U233 ЯТЦ; • Выполнение информационно-аналитической работы по конкурентному анализу мирового рынка ядерной энергетики и ядерных технологий, тенденций развития ядерной науки и технологий, анализа возможного участия российской промышленности в мировом разделении труда; • Мониторинг международного правового поля в области ядерной энергетики, ядерного оборонного комплекса, экспорта – импорта ядерных материалов и технологий, режимов контроля и нераспространения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Основные направления научно-педагогической деятельности МЦЯО
1.1. Участие в международных и отраслевых проектах по ядерному образованию российских и зарубежных специалистов и по управлению ядерными знаниями в наиболее актуальных и инновационных областях развития. 1.2. Использование ядерных технологий (реакторы на быстрых нейтронах в замкнутом ЯТЦ, атомно-водородная энергетика, малые ЯЭУ, ториевый топливный цикл, ядерная медицина, экология, изменение климата и т.п.). 1.3. Содействие интеграции образовательного и научного потенциала преподавательского и научного персонала Университета в едином информационном пространстве научно - образовательных организаций Росатома, Минобрнауки и соответствующих организаций стран СНГ, ЕврАзЭС, Восточной Европы и соответствующих международных программ (систем): МАГАТЭ, ENEN, ВЯУ, ANENТ и др.) 1.4. Организация разработок математических моделей (инженерных кодов) по основным типам ЯЭУ с целью реализация эффективных подходов к сохранению наиболее актуальных ядерных знаний. 1.5. Организация и участие в подготовке аналитических работ, учебных курсов, материалов и пособий по наиболее актуальным проблемам использования ядерных технологий (в том числе на английском языке): – Современные проблемы ЯЭ; – ЯЭУ нового поколения; – Организация и направления работ международных организаций и роль кооперации в развитии ЯЭ; – Ядерная медицина и фармакология; – Не энергетическое применение ядерных технологий; 1.6. Выполнение аналитических обзоров по наиболее актуальным проблемам развития ядерных технологий с привлечением ведущих отечественных и зарубежных специалистов. 1.7. Подготовка научных и общественно-просветительских публикаций по важнейшим проблемам развития ЯЭ и использования ядерных технологий на основе анализа опыта и результатов международного научно-технического сотрудничества. 1.8. Активное участие в отечественных и международных семинарах, конференциях, проектах по важнейшим направлениям развития ядерного образования и управления ядерными знаниями. 1.9. Участие в создании (с учётом международного опыта) условий для подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, активизации участия молодых учёных, аспирантов и студентов в работе по перечисленным направлениям. 1.10. Участие в осуществлении инновационной деятельности в научных и образовательных проектах организаций Росатома и Минобрнауки в области ядерных технологий. 1.11. Активное участие в работах МАГАТЭ по Программе управления ядерными знаниями, участие в работе Международной Сети Ядерных библиотек под эгидой МАГАТЭ. 1.12. В целях организации эффективной образовательной, научной и иной деятельности МЦЯО, осуществляет: – изучение отечественного и зарубежного опыта, проведение и участие в научно-образовательных конференциях и семинарах, ведет активную просветительскую и пропагандистскую деятельность; – эффективное использование и развитие на основе отраслевой и международной кооперации образовательной и научной базы НИЯУ МИФИ; – участие в развитии информационной базы образовательных программ (дистанционное обучение, электронные учебники и пособия, видео материалы), на основе анализа опыта и результатов международного научно-технического сотрудничества по развитию ядерной науки и техники; – привлечение финансовых ассигнований из различных (бюджетных, коммерческих, фондов, грантов) источников. 1.13. МЦЯО планирует свою научно-образовательную и иную деятельность в соответствии с планами работ НИЯУ МИФИ.
2. Международная кооперация
2.1. МЦЯО может осуществлять научно-техническую деятельность в сотрудничестве с вузами и организациями России, странами СНГ, ЕврАзЭС, другими зарубежными странами, с зарубежными организациями (МАГАТЭ, ЮНЕСКО, WHO, WNU, NEA и др.), с общественными организациями (ЯО России, РАЯНО, ANENТ, ENEN, ENS и др.), в соответствии с законодательством РФ, международными соглашениями и договорам. 2.2. Международная научно-образовательная деятельность МЦЯО может охватывать следующие направления и виды работ: – участие в образовательных и научных программах – проектах международных организаций, семинарах, конференциях; – чтение лекций, подготовка пособий, обмен образовательными программами (на англ. языке); – участие в обмене, совместной подготовке и стажировке студентов и профессорско-преподавательских кадров; – выполнение аналитических работ, подготовка докладов, и информационных обзоров по договорам с международными организациями; – публикации по результатам совместных исследований.
3. Единство учебного и научного процессов
Научная деятельность МЦЯО является непременной составляющей подготовки специалистов в НИЯУ МИФИ, в том числе: – выполнение на базе и на основе научной и научно-образовательной информации, полученной из международных организаций и проектов, – различных форм для активной учебной работы: лекций, дипломного и курсового проектирования, УИР и других форм обучения. – компьютеризация учебного процесса на базе инженерных (учебно-научных) расчетно-оптимизационных моделей-кодов, разрабатываемых по инициативе и при участии МЦЯО в рамках международной научно-технической кооперации (в т.ч. с МАГАТЭ); – использование международных и отечественных баз данных и программ, информационных систем в образовательном процессе: МESSAGE, INIS (МАГАТЭ), базы данных по быстрым реакторам (МАГАТЭ) и др.
Основные результаты
Собран, проанализирован и систематизирован значительный объем информации важной составляющей будущего единого информационного пространства Национально исследовательского ядерного университета (НИЯУ). На сегодня коллекция научных, учебных и исторических фильмов по ядерной тематике не имеет аналогов в России (более 350 видеофильмов по 25 тематическим разделам, более 600 слайдов по тематике лекций). На основе собранной информации подготовлены первые эталонные курсы видеолекций (15-30 часов) на русском и английском языках для студентов НИЯУ: • «Современные проблемы ядерной энергетики»; • «Роль международного научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерных технологий»; • «Инновационное развитие ядерной энергетики – основа энергетической стабильности»; • «Неэнергетическое использование ядерных технологий» • Подготовлена ретроспектива видеофильмов по итогам развития ядерных технологий для использования в лекциях для студентов НИЯУ (более 400 наименований по 25 направлениям) • Подготовлено пособие по курсу «Современные проблемы ядерной энергетики»: Ядерная энергетика – основа энергетической безопасности в будущем: технико-экономические и социально-политические проблемы развития энергетики (Часть I, Часть II). • По заказу Совета по сотрудничеству в области использования атомной энергии в мирных целях при Интеграционном Комитете ЕврАзЭСв течение 2008-2009 годов проведен анализ и представлена аналитическая записка по состоянию ядерного образования в России и странах ЕврАзЭС.
Первоочередные шаги для кооперации стран-членов Содружества (ЕврАзЭС и СНГ) -«Инвентаризация» сохранившихся научных школ (профессоров, ведущих специалистов); -«Инвентаризация» технологической и экспериментальной базы для подготовки квалифицированных специалистов; -«Инвентаризация» учебных материалов (книг, пособий, справочников, видео и т.д.)
Подготовлено предложение для организации на базе международных центров МЦЯО и Международного центра управления ядерными знаниями (МЦУЯЗ) межкафедрального центра НИЯУ по проекту «Культура нераспространения ядерных знаний и технологий» (по аналогии с «Культурой безопасности»).
Подготовлены проекты по дальнейшему развитию деятельности НИЯУ: • «Профориентация школьников – будущих студентов НИЯУ будущих специалистов ядерной отрасли»; • «Единое образовательно-информационное пространство НИЯУ», в том числе с использованием международной системы INIS; • «Система подготовки иностранных специалистов развивающихся стран планирующих использование российских ядерных технологий»; • «Проект организации межкафедрального центра по ядерному нераспространению»
Проведен анализ, подготовлены доклады, статьи и презентации на международных конференциях и совещаниях, в международных изданиях. Международные центры НИЯУ (МЦЯО и МЦУЯЗ) принимают участие в реализации программ МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями и в сотрудничестве ЕС – Россия по ядерному образованию.
Контактная информация
+7(495)788-56-99, доб. 1161, 9797 VMMurogov@mephi.ru
Фотографии
![]() Директор МЦЯО В.М. Мурогов на заседании круглого стола
![]() Студент ИАТЭ Виктор Холев. Обсуждение доклада
Доклад директора департамента управления ядерными знаниями МАГАТЭ Янко Янева
Заместитель директора МЦЯО Е.Л. Трыков на заседании рабочей группы ЕврАзЭС,
Директор МЦЯО В.М. Мурогов выступает с докладом на тему
Ссылки на связанные с подразделением страницы в Интернете
http://ranse.ru – Сайт Российской ассоциации ядерной науки и образования http://icne.mephi.ru - Сайт Международного центра ядерного образования НИЯУ МИФИ |